Для тех, кто привык самостоятельно решать вопрос грамотного подбора шин на свой автомобиль мы подготовили полезную информацию в данном разделе:
-
Конструктивные различия автошин.
-
Виды маркировки шин и расшифровка значений.
-
Виды конструкций автомобильных шин.
Основные виды конструкции легковых шин и их различия
Основной при производстве автомобильных шин, безусловно, являются резина и корд. Резина, изготавливаемая из натурального и/или синтетического каучука укрепляется кордовой тканью, которая, в свою очередь, может быть сделана из металлических, текстильных или полимерных нитей.
На рисунке представлена классическая структура автомобильной шины:
1— протектор
2— плечевая часть
3— каркас
4— боковая часть (крыло шины)
5— брекер и подушечный слой
6— дополнительная вставка в плечевой зоне.
7— бортовое кольцо
8— бортовая часть
Способы герметизации колеса
Камерные шины состоят из нескольких элементов: покрышки, камеры с вентилем (представляет собой обратный клапан, с помощью которого воздух поступает в шину и перекрывает его выход наружу) и ободной ленты, которая надевается на обод, чтобы предотвратить трение камеры о диск или край покрышки.
Отличие бескамерных шин от камерных заключается в присутствии герметизирующего резинового слоя, который накладывается на первый слой каркаса. Камера отсутствует. Состояние герметичности в них достигается за счет плотной посадки покрышки на обод. Вентиль, служащий для нагнетания воздуха в шину, располагается в отверстии обода колеса, что уменьшает массу шины, повышает безопасность при проколе шины, улучшает теплообмен, а также упрощает ремонт шины.
Большинство современных покрышек для легковых автомобилей являются бескамерными.
Тип строения каркаса
В зависимости от расположения по отношению к радиусу колеса нитей корда, шины разделяют на радиальные и диагональные.
Каркас шин диагонального типа представляет собой множество прорезиненных кордовых прокладок, края которых обвиваются вокруг проволочных кольцевых стержней (именно они и позволяют «посадить» шину на диск). Нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях (число смежных слоев обычно четыре) под углом 45° - 60°. Сегодня этот вид конструкции шины является устаревшим. Как правило, подобные шины применяются на старых автомобилях, при этом в виду еще немалого автопарка и спроса на них, а также дешевизны производства — шины с диагональным расположением нитей корда продолжают выпускать. Стоит отметить высокую ремонтопригодность таких шин, а также устойчивость к разрушению от ударов и порезов.
Каркас шин радиального типа, представляет собой конструкцию с параллельным расположением нитей корда шины (по радиусу от одного борта к другому, а нитей корда брекера - под углом более 65°). Для того, чтобы шина могла выдержать серьезные нагрузки на высокой скорости и при резких поворотах, в ней предусмотрен пояс стального корда, в котором два слоя наматываются попеременно под острым углом. Для большей стабилизации поведения шины на определенных моделях используется дополнительный нейлоновый бандаж.
Сегодня, шины с радиальным расположением нитей корда наиболее востребованы, ввиду улучшенных характеристик: жесткость конструкции, стабильность пятна контакта шины с дорожным полотном, уменьшенное сопротивление качению и как следствие — снижение расхода топлива. Шины с радиальным исполнением каркаса имеют меньший вес и толщину каркаса, меньше нагреваются, быстрее отдают тепло, что позволяет значительно продлевать их срок службы.
По назначению шины разделяют на следующие группы:
-
шины для легковых авто;
-
шины для легкогрузовых автомобилей и внедорожников.
-
шины для грузовых автомобилей;
-
шины для строительной, сельскохозяйственной и спец. назначения техники.
-
шины для мотоциклов и мопедов.
В производстве легковых и легкогрузовых шин используют корд, изготовленный из текстильных либо полимерных нитей.
Металлический корд используется при производстве грузовых шин.
Маркировка шин
1 ноября 2012 года в Европе принят закон об обязательной маркировке шин. Шины для легковых авто, коммерческих и грузовых автомобилей, произведенные в Евросоюзе, имеют стандартизированную маркировку. Стоит учитывать, что законом не предусматривается обязательная маркировка шин с восстановленным протектором, шин повышенной проходимости, шин для авто, зарегистрированных до 1 октября 1990 года, а также на запасные шины и докатки, шины имеющие индекс скорости ниже 80 км/ч, ошипованные шины, шины для гоночных авто.
Итак, согласно принятой в Европе маркировке, шины должны оцениваться по трем основным критериям: эффективность потребления топлива, качество сцепления на мокром покрытии, внешний шум качения.
Топливная эффективность (сопротивление качению)
Топливная эффективность — важный критерий, на который следует обратить внимание при выборе автошины. Аргумент тут вполне весомый - порядка двадцати процентов расхода топлива автомобилем зависит от применяемых шин! Чем выше показатель сопротивления качению у шины, тем выше будет расход топлива у Вашего автомобиля. Уровень сопротивления качению шины указывается латинскими буквами в диапазоне от A до G. Соответственно метка А на шине свидетельствует о низком сопротивлении качению, следовательно и наименьших затратах топлива. Метка G указывает на самый высокий уровень сопротивления качению шины, разумеется, расход топлива будет максимальным.
От чего зависит показатель сопротивления качению? Здесь играет роль целый ряд определяющих факторов:
-
конструкция каркаса, рисунок протектора и состав резиновой смеси самой шины;
-
уровень давления воздуха в колесе;
-
температура дорожного полотна;
-
тип и качество дорожного покрытия;
-
скорость движения автомобиля и нагрузка на ось;
-
состояние подвески автомобиля и стиль вождения.
Сцепление на мокрой поверхности.
По этому критерию оценивается величина тормозного пути автомобиля на мокром дорожном покрытии. Шины маркируются латинскими буквами в диапазоне от A до F. Разница в длине тормозного пути автомобиля, оснащенного шинами категории A и шинами категории F будет порядка восемнадцати метров (согласно измерениям, производящимся на автомобиле, движущимся до начала торможения со скоростью 80 км/ч).
Внешний шум качения шины.
Данный показатель обозначает уровень шума, возникающего при качении шины и измеряется в децибелах. Наиболее тихие шины не превышают уровня в 60 дБ. Шины, с показателями свыше 74 дБ будут весьма шумными.
МЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РАСШИФРОВКА МАРКИРОВКИ ШИН.
Метрическая система | Дюймовая система |
D/E-C (205/55-16);
|
A×B-C (31×10.5-15);
|
Перевод из метрической системы в дюймовую | Перевод из дюймовой системы в метрическую |
|
|
Winter — шины предназначены для эксплуатации в зимних погодных условиях.
Aqua, Rain или Water (возможно обозначение пиктограммой в виде зонтика) — шины предназначены для эксплуатации в дождь или на мокром дорожном покрытии. Максимально снижают эффект аквапланирования, особенно на высоких скоростях.
M+S (Mud+Snow, что в переводе означает грязь+снег) — шины повышенной проходимости для езды по грязи или снегу.
M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.
A/T (All Terrain) — шины для любого типа ландшафта.
AS (All Season), Any Season, R+W (Road + Winter) — обозначения всесезонных шин.
Rotation— шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом.
Tubeless (TL) — бескамерная шина.
Tube Type (TT) — шина устанавливается вместе с камерой.
Treadwear 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. Показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов сход-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.
Traction А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).
Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.
Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (то есть прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C).
TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
ZP (Zéro Pression)— нулевое давление , коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP: Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR: Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.
SST(Self Supporting Tyres) — самонесущая шина . Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
Dunlop MFS (Maximum Flange Shield) — Система максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
Studless — шина не подлежит оснащению шипами.
Studdable— шина может быть оснащена шипами. роме того, на шинах указываются стандарты качества
E (обведена в кружок) — Европейский стандарт качества.
DOT — Американский стандарт качества.
ИНДЕКС СКОРОСТИ.
В результате испытаний, производимых заводом изготовителем на специально оборудованном стенде, каждой шине присваивается определенная скоростная категория. Маркировка на шине подразумевает максимальную скорость, которую может выдержать шина данной модели. При подборе шин следует учитывать этот фактор, т. к. ваш автомобиль должен ездить со скоростью на 10—15% меньше максимально допустимой.
Индекс скорости |
Допустимая скорость, км/ч |
Индекс скорости |
Допустимая скорость, км/ч |
A1 | 5 | K | 110 |
A2 | 10 | L | 120 |
A3 | 15 |
M |
130 |
A4 | 20 | N | 140 |
A5 | 25 | P | 150 |
A6 | 30 | Q | 160 |
A7 | 35 | R | 170 |
A8 | 40 | S | 180 |
B | 50 | T | 190 |
C | 60 | U | 200 |
D | 65 | H | 210 |
E | 70 | V | 240 |
F | 80 | W | 270 |
G | 90 | Y | 300 |
J | 100 | ZR | боле 240 |
Особенности подбора шин для скоростной езды в соответствии с маркировкой
Маркировка «ZR»— указывает на то, что шины сконструированы для эксплуатации на скоростях превышающих 240 км/ч.
Маркировка «V» на шинах, указанная совместно с индексом грузоподъемности (пример: 91V) означает, что шины предназначены для эксплуатации на скорости до 240 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на три процента пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.
Маркировка «W» на шинах, указанная вместе с индексом грузоподъемности (пример: 100W), означает, что данные шины предназначены для эксплуатации на скорости до 270 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 240 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на пять процентов пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.
Маркировка «Y» на шинах, указанная вместе с индексом грузоподъемности (пример: 95Y) означает, что данные шины предназначены для эксплуатации на скорости до 300 км/ч, при этом индекс грузоподъемности указан для скорости 270 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на пять процентов пропорционально увеличению скорости на 10 км/ч.
ИНДЕКС НАГРУЗКИ.
Индекс нагрузки |
Допустимая нагрузка, кг |
Индекс нагрузки |
Допустимая нагрузка, кг |
---|---|---|---|
0 |
45 кг |
100 |
800 кг |
1 |
46,2 кг |
101 |
825 кг |
2 |
47,5 кг |
102 |
850 кг |
3 |
48,7 кг |
103 |
875 кг |
4 |
50 кг |
104 |
900 кг |
5 |
51,5 кг |
105 |
925 кг |
6 |
53 кг |
106 |
950 кг |
7 |
54,5 кг |
107 |
975 кг |
8 |
56 кг |
108 |
1000 кг |
9 |
58 кг |
109 |
1030 кг |
10 |
60 кг |
110 |
1060 кг |
11 |
61,5 кг |
111 |
1090 кг |
12 |
63 кг |
112 |
1120 кг |
13 |
65 кг |
113 |
1150 кг |
14 |
67 кг |
114 |
1180 кг |
15 |
69 кг |
115 |
1215 кг |
16 |
71 кг |
116 |
1250 кг |
17 |
73 кг |
117 |
1285 кг |
18 |
75 кг |
118 |
1320 кг |
19 |
77,5 |
119 |
1360 кг |
20 |
80 кг |
120 |
1400 кг |
21 |
82,5 кг |
121 |
1450 кг |
22 |
85 кг |
122 |
1500 кг |
23 |
87,5 кг |
123 |
1550 кг |
24 |
90 кг |
124 |
1600 кг |
25 |
92,5 кг |
125 |
1650 кг |
26 |
95 кг |
126 |
1700 кг |
27 |
97 кг |
127 |
1750 кг |
28 |
100 кг |
128 |
1800 кг |
29 |
103 кг |
129 |
1850 кг |
30 |
106 кг |
130 |
1900 кг |
31 |
109 кг |
131 |
1950 кг |
32 |
112 кг |
132 |
2000 кг |
33 |
115 кг |
133 |
2060 кг |
34 |
118 кг |
134 |
2120 кг |
35 |
121 кг |
135 |
2180 кг |
36 |
125 кг |
136 |
2240 кг |
37 |
128 кг |
137 |
2300 кг |
38 |
132 кг |
138 |
2360 кг |
39 |
136 кг |
139 |
2430 кг |
40 |
140 кг |
140 |
2500 кг |
41 |
145 кг |
141 |
2575 кг |
42 |
150 кг |
142 |
2650 кг |
43 |
155 кг |
143 |
2725 кг |
44 |
160 кг |
144 |
2800 кг |
45 |
165 кг |
145 |
2900 кг |
46 |
170 кг |
146 |
3000 кг |
47 |
175 кг |
147 |
3075 кг |
48 |
180 кг |
148 |
3150 кг |
49 |
185 кг |
149 |
3250 кг |
50 |
190 кг |
150 |
3350 кг |
51 |
195 кг |
151 |
3450 кг |
52 |
200 кг |
152 |
3550 кг |
53 |
206 кг |
153 |
3650 кг |
54 |
212 кг |
154 |
3750 кг |
55 |
218 кг |
155 |
3875 кг |
56 |
224 кг |
156 |
4000 кг |
57 |
230 кг |
157 |
4125 кг |
58 |
236 кг |
158 |
4250 кг |
59 |
243 кг |
159 |
4375 кг |
60 |
250 кг |
160 |
4500 кг |
61 |
257 кг |
161 |
4625 кг |
62 |
265 кг |
162 |
4750 кг |
63 |
272 кг |
163 |
4875 кг |
64 |
280 кг |
164 |
5000 кг |
65 |
290 кг |
165 |
5150 кг |
66 |
300 кг |
166 |
5300 кг |
67 |
307 кг |
167 |
5450 кг |
68 |
315 кг |
168 |
5600 кг |
69 |
325 кг |
169 |
5800 кг |
70 |
335 кг |
170 |
6000 кг |
71 |
345 кг |
171 |
6150 кг |
72 |
355 кг |
172 |
6300 кг |
73 |
365 кг |
173 |
6500 кг |
74 |
375 кг |
174 |
6700 кг |
75 |
387 кг |
175 |
6900 кг |
76 |
400 кг |
176 |
7100 кг |
77 |
412 кг |
177 |
7300 кг |
78 |
425 кг |
178 |
7500 кг |
79 |
437 кг |
179 |
7750 кг |
80 |
450 кг |
180 |
8000 кг |
81 |
462 кг |
181 |
8250 кг |
82 |
475 кг |
182 |
8500 кг |
83 |
487 кг |
183 |
8750 кг |
84 |
500 кг |
184 |
9000 кг |
85 |
515 кг |
185 |
9250 кг |
86 |
530 кг |
186 |
9500 кг |
87 |
545 кг |
187 |
9750 кг |
88 |
560 кг |
188 |
10000 кг |
89 |
580 кг |
189 |
10300 кг |
90 |
600 кг |
190 |
10600 кг |
91 |
615 кг |
191 |
10900 кг |
92 |
630 кг |
192 |
11200 кг |
93 |
650 кг |
193 |
11500 кг |
94 |
670 кг |
194 |
11800 кг |
95 |
690 кг |
195 |
12150 кг |
96 |
710 кг |
196 |
12500 кг |
97 |
730 кг |
197 |
12850 кг |
98 |
750 кг |
198 |
13200 кг |
99 |
775 кг |
199 |
13600 кг |
Дополнительные сведения.
На шины обязательно должна быть нанесена следующая маркировка:
MAX PRESSURE - максимально допустимое давление в шине. Для каждого типа шин существуют нормы давления воздуха, которые необходимо соблюдать. Нарушение этих требований может приводить как к повышенному или неравномерному износу протектора, так и нарушению целостности шины, что опасно особенно на высоких скоростях. Кстати, перед регулировкой сход-развала колес автомобиля — не забудьте привести давление в шинах в норму!
Зачем нужны цветные точки или кружки на шине?

Красная точка указывает на максимально жесткое место на шине. Если на Ваших дисках есть маркировка белой точкой — рекомендуется эти две точки совмещать при шиномонтаже.
Желтая точка указывает наиболее лёгкое место на шине.
В большей степени и та и другая маркировки нужны для сотрудников шиномонтажа, т.к. эта информация грамотному специалисту подскажет каким образом можно уменьшить массу и количество балансировочных грузов.
Tire construction materials - на шинах также могут быть указаны названия материалов, из которых состоит каркас шины и брекер.
Примеры маркировки шины и ее расшифровки.

Метрическая система маркировки.
Пример: шина LT205/55R16 91V
LT — назначение шины для транспортного средства (P (passenger car) — шина для легковых автомобилей; LT (light truck) — шина для легкогрузовых авто; ST(special trailer) — шина для прицепов/полуприцепов и фургонов (эти шины не используются для легковых автомобилей/грузовиков/внедорожников; T — шина временного использования (для запасного колеса)
205 — ширина профиля в мм
55 — отношение высоты профиля шины к ее ширине.
R — тип каркаса шины имеет радиальное строение (отсутствие маркировки по умолчанию, говорит о том, что шина - диагонального типа).
D (или не указан)— диагональный тип каркаса шины.
B — диагонально-опоясанная шина (bias belt). Строение каркаса шины диагональное с применением брекера, характерного для радиальных шин.
16 — значение посадочного диаметра шины в дюймах (соответствует диаметру обода диска).
91 — индекс максимальной нагрузки. Применяется также маркировка с указанием нагрузки в кг или фунтах (max load).
V — индекс скорости шины (смотреть значение в таблице).
Возможны также следующие варианты маркировок:
Расположение обозначения индекса скорости допускается в разных местах: 225/50SR16, 225/50SR16 89S, 225/50R16 89S
Маркировка буквой C после указания диаметра свидетельствует о том, что шина предназначена для коммерческого транспорта, а также грузовиков повышенной проходимости и пикапов (пример: 195/70R15C 104/102R).
Если производитель после указания размера шины расположил буквы XL, RF, SL, LL (пример: P235/75R-15 XL, P285/35R-19 LL), это означает что шина обладает XL, RF – повышенной, SL – стандартной, LL — пониженной несущей способностью. Американская P-маркировка XL соответствует максимально допустимому давлению 41 psi (280 kPa), SL и LL — 35 psi (240 kPa), в европейской маркировке XL/RF соответствует 42 psi (290 kPa), SL — 36 psi (250 kPa), LL отсутствует. Отсутствие этого обозначения соответствует варианту SL.
Наличие букв FR (пример: 215/45 R17 87V FR) после указанного размера размера означает, что шина имеет защитный портик на боковине, защищающий обод диска и саму резину от повреждений.
Иногда (чаще на шинах компании Michelin с системой маркировки PAX) посадочный диаметр указывается в миллиметрах (пример: 190/65R390), в таком случае эти шины называются миллиметровыми. Буква A в таких шинах, указанная после посадочного диаметра, расшифровывается как «асимметричный посадочный обод», т.е. внутренний и внешний диаметры посадочного обода отличаются (пример: 235/710R460A 104T - внутренний посадочный диаметр состав лет 470 мм, внешний посадочный диаметр составляет 450 мм.
ВАЖНО! Миллиметровые шины вместе с дюймовыми дисками и наоборот — миллиметровые диски с дюймовыми шинами — совмещать и использовать нельзя.
Пример расшифровки маркировки шины по дюймовой системе
ШИНА 35×12.50 R 15 LT 113R
35 — размер внешнего диаметра шины в дюймах.
12.50 — ширина шины в дюймах.
R — радиальное строение каркаса шины.
15 — посадочный диаметр шины.
LT — (light trucks) шина предназначена для лёгких грузовиков.
113 — индекс нагрузки.
R — индекс скорости.
Остались вопросы?
ЗВОНИТЕ! ЕДИНЫЙ НОМЕР 735-36-36